175 лет со дня рождения начальника Императорской Военно-медицинской академии Ивана Ивановича Макавеева

28 сентября исполнилось 175 лет со дня рождения последнего начальника Императорской Военно-медицинской академии Ивана Ивановича Макавеева (28 сентября 1846 г. – 4 марта 1921 г.)

Послужной список: Тайный советник с 1902 года, с 1913 года пожалован в почетные лейб-медики. Среди наград ордена Св. Владимира 2 и 4 степени, Св. Анны 1, 2 и 3 степени, Св. Станислава 1 и 2 ст., орден Белого Орла.

Приказом по военному ведомству от 10 февраля 1913 года No 7 начальником Императорской Медико-хирургической академии был назначен Иван Иванович Макавеев.

В академической историографии имя Макавеева принято считать «символом реформы 1913 года», а саму реформу нередко именуют «трагедией Военно-медицинской академии».

В начале XX века перед Главным военно-медицинским управлением стояли две важные задачи по реформированию как военной медицины в целом, так и Военно-медицинской академии. Своеобразным стержнем многоплановой реформы являлось в первом случае – присвоение военным врачам офицерских званий, во втором – подчинение ИВМА начальнику ГВМУ (а не напрямую военному министру) и ее «милитаризация». Обе эти реформы были продиктованы результатами Русско-японской войны 1904–1905 гг.

9 марта 1913 года Макавеев впервые присутствовал на заседании Конференции в качестве нового начальника. Согласно требованиям протокола, он обратился к профессорам с небольшой речью.

«Я хорошо сознаю всю тяжесть и ответственность моего нового положения и потому я не сразу решился занять ее. Но обсудив всесторонне предстоящую мне задачу, я пришел к заключению, что так как цель, к достижению которой должна быть направлена моя деятельность, общая с вами, а именно: преуспеяние и процветание нашей дорогой almae matris, то я могу, наверное, рассчитывать на вашу помощь и содействие в предстоящей моей деятельности и что мы пойдем рука об руку к намеченной цели»-заявил  Макавеев. Он заверил Конференцию, что Академия не потерпит ни малейшего ущерба, что она останется той же, какою была и с теми же правами и прерогативами, при чем будет сделано все, чтобы дать ей больше простора и возможности выполнить свою роль во славу Русской науки, медицины и армии.

В этот же день более 600 студентов ИВМА провели в столовой свою «общеакадемическую сходку», результатом которой явилась резолюция с революционными требованиями. Документ требовал прекращения занятий, отмены новой формы одежды и обращением к членам Государственной думы «с просьбой прийти на помощь к студентам академии».

Почти сразу были приняты меры. 12 марта последовало «Высочайшее повеление» о немедленном введении в действие нового «Положения об ИВМА», а спустя 3 дня, в Приказе по военному ведомству № 101 от 15 марта 1913 г., объявлялся порядок его введения. Приказом предписывалось:

1) закрыть временно академию;

2) уволить из нее всех студентов;

3) объявить прием в академию на основании нового о ней положения.

Студенты 3–5 курсов принимались обратно на правах зауряд-врачей, студенты 1–2 курсов – на правах вольноопределяющихся. Студенты теперь именовались слушателями и были обязаны после 1 курса отбывать 4-месячный лагерный сбор в частях войск.

Начиная с 16 марта порядок и закон стали возвращаться в стены академии. В этот день на внеочередном заседании Конференции Макавеев выступил с речью о новом «Положении», в то время как собравшаяся на Нижегородской улице перед главным зданием ИВМА толпа студентов громко пела академии «Вечную память». Но именно с этого момента академия начала оживать и возвращаться к нормальной жизни уже не в качестве «общегосударственного», а именно «высшего военно-учебного заведения», как и было записано в новом «Положении».

Спустя несколько дней собрание штаб-офицеров ИВМА согласовало списки не подлежащих обратному приему бунтовщиков. Уволенные из академии студенты разъехались по стране и смогли продолжить обучение на медицинских факультетах российских университетов. Больше всего их оказалось в Юрьевском университете.

Принятые обратно слушатели давали расписку о своем согласии с условиями нового «Положения».

С 1914 года Академии под руководством Макавеева пришлось решать задачи военного времени. Готовились и читались сокращенные курсы дисциплин, в действующую армию направлялись ускоренные выпуски врачей, на пожертвования сотрудников ИВМА был открыт лазарет для раненых на 50 коек. Под председательством Макавеева Конференция рассматривала вопросы обязательного преподавания зубных болезней, рентгенологии, геологии с основами минералогии, возведения новых и реконструкции старых зданий для учебно-вспомогательных подразделений. В архивном фонде ИВМА сохранился последний приказ по академии, подписанный Макавеевым – № 27 от 23 февраля 1917 г.

Утром 28 февраля 1917 года начальник ИВМА был арестован несколькими студентами и препровожден в Таврический дворец. В этот день в академии прошло экстренное заседание Конференции, избравшее «временным президентом» профессора В.А. Юревича. По хлопотам последнего, Макавеев был освобожден уже на следующий день и тут же подал в отставку с должности начальника ИВМА. В апреле 1917 года указом Временного правительства он был уволен «с мундиром и пенсией». Важно отметить, что передача Макавеевым полномочий рапортом Юревичу, а затем Оппелю позволила соблюсти преемственность власти в академии и избежать возможной анархии .

4 марта 1921 года Иван Иванович Макавеев скончался в Клиническом военном госпитале и был погребен в Александро-Невской лавре.

Так завершилась жизнь последнего начальника Императорской военно-медицинской академии, покинувшего ее в те самые дни, когда академия лишилась первого слова в наименовании и государственного герба на фасаде.

С годами стало очевидно, что вектор развития ВМА, заданный «Положением» 1913 года, был оправданным и верным. Спустя два десятилетия, уже в новых социально-экономических условиях, академия будет окончательно «военизирована», а военные врачи в нашей стране станут наконец офицерами. В числе тех, кто внес в реформирование военной медицины заметный вклад, был и начальник Военно-медицинской академии Иван Иванович Макавеев, 175-летие со дня рождения и 100-летняя годовщина кончины которого исполняются в этом году.

В статье использованы материалы статьи Военно-медицинского журнала «Иван Иванович Макавеев – последний начальник Императорской военно-медицинской академии».  М.В.Поддубный, Р.Э.Петров

https://voenmed.ric.mil.ru/upload/site229/j2AbZYil7K.pdf