21 июня 1831 года Медико-хирургическая академия была закрыта из-за эпидемии холеры

Плановые занятия в Императорской медико-хирургической академии были прекращены, а студенты распределены по городским больницам и приемным пунктам, где больше месяца работали под руководством врачей. Большинство врачей и профессоров академии также были направлены на борьбу с холерой.

Первая эпидемия холеры длилась 4 месяца и 17 дней. Началом эпидемии принято считать эпизод, когда штаб-лекарь Д.Д. Бланк, полицейский врач Рождественской части и врач для бедных Каретной части, 14 июня 1831 г. обнаружил первого холерного больного на прибывшей из Вытегры сойме, стоявшей на Калашниковой пристани. Благодаря вовремя оказанной медицинской помощи больной выздоровел. Однако болезнь проникла в город и стала быстро распространяться. По официальным данным, опубликованным в газете «Северная пчела», «с 14-го июня по 5-е ноября в Петербурге заболело 9245 чел., из того числа умерло 4757». Сразу после начала эпидемии в Петербурге был создан «Комитет для принятия мер противу распространения холеры в здешней столице». В обязанности Комитета входила организация предохранительных мероприятий, к которым относились временные обсервационные заставы и оцепление домов, открытие временных холерных больниц и кладбищ.

В сентябре Николай I своим рескриптом назначил министра внутренних дел графа А.А. Закревского руководить действиями комиссии. Врачебное руководство ею осуществлял профессор Московского университета М.Я. Мудров, который энергично приступил к тяжелому и ответственному делу. Он открыл временную больницу для судорабочих на Калашниковой пристани, получил в свое ведение одну из специально созданных больниц в Рождественской части на Песках. Он категорически запретил посещение больных холерой в больницах. Однако вскоре М.Я. Мудров сам заразился холерой и 8 июля скончался.

Студенты ИМХА группами по четыре человека прикомандировывались к холерным больницам и придавались в помощь квартальным врачам. Академии также поручалось заведование холерной больницей на Выборгской стороне.

Медицинскими инспекторами городских частей, а также врачами холерных больниц и отделений военных госпиталей были назначены И.Ф.Буш, П.А.Чаруковский, Х.Х.Саломон, И.В.Буяльский, С.А.Громов, Д.М.Велланский, А.П.Нелюбин, Я.К.Кайданов, С.Ф.Хотовицкий и другие профессора Медико-хирургической академии.

21 июня по распоряжению Министра были прекращены занятия в академии и воспрещен пропуск посторонних лиц в академические здания. По временным больницам было распределено 32 студента, 4 «из опытнейших и благонадежных» командированы в распоряжение Главного Военно-медицинского инспектора и отправлены в Архангельск, остальные студенты 4 курса распределены по военным госпиталям. Клиники и низший врачебный персонал на время холеры были переданы в распоряжение Главного врача сухопутного госпиталя. В конце июня весь 3 курс студентов был распределен по военным госпиталям. Лишь в конце июля, т.е. за месяц до начала лекций, в виду ослабления холеры, Конференция нашла возможным ходатайствовать, чтобы студенты были возвращены из госпиталей к 1 сентября для слушания лекций.

Русские врачи, самоотверженно боровшиеся с холерой, впервые в мировой науке четко сформулировали мысль о заразительности холеры и роли людей в ее распространении: в 1831 в СПб. был издан «Трактат о повально-заразительной болезни – холере, бывшей в России в 1830 и 1831 годах», в его составлении приняли участие видные ученые-медики А.С. Венедиктов, И.Е. Дядьковский, М.Я. Мудров и Л.Я. Нагумович. Члены Конференции Хотовицкий и Сакович напечатали свои наблюдения по поводу холеры. Кроме того, Академия оказывала содействие в изучении холеры иностранным врачам, командированным для этой цели Великобританией.

Всего же в России в 1831 заболело холерой 466457 чел. и умерло 197069. В этом году холера впервые вызвала эпидемии во многих странах Восточной и Центральной Европы.

Материал подготовлен пресс-службой при участии сотрудников библиографического отдела фундаментальной библиотеки Военно-медицинской академии

Библиограф  Александра Герасимова