5 июля 1806 года палатные книги заменяются скорбными листами

«Дохтурские сказки», «скорбные листы» – все это названия истории болезни, которые были введены в практику в 18 веке.

 5 июля 1806 года военный врач Я.В. Виллие подал на имя военного министра С.К. Вязмитинова служебную записку, в которой предложил заменить существовавшие в то время в военных госпиталях «палатные книги» на «скорбные билеты» (прообраз истории болезни). На записке имеется примечание С.К. Вязмитинова: «Императорское Величество одобрить соизволил 20 августа 1806 года».

«Дохтурские сказки», «скорбные листы» – все это варианты обозначений хорошо известных нам историй болезни. В «Словаре русского языка» история болезни трактуется как «документ об изменениях в состоянии здоровья больного». Значение истории болезни отмечал профессор С.С. Гирголав, который говорил, что важнейшим документом во всех отношениях является история болезни, а отсюда вывод – каждая история болезни должна заслуживать того, чтобы стать документом.

В России медицинские истории болезни их стали вводить в разных видах с XVIII века, однако упорядочить их оформление и ввести в практику единообразную форму было тяжело. Это было важно не только для отчетности. Документ имел значение для организации, развития медицинской науки и практики.

Летом 1806 года главный инспектор всей медицинской военной части Яков Васильевич Виллие, стремившийся вносить новшества, способствовавшие совершенствованию медицинского дела в России, посетил Московский военный госпиталь (сегодня Главный военный клинический госпиталь им. Н.Н. Бурденко) и обратил внимание на то, что ведение палатных книг было делом крайне трудным и неудобным, с большим количеством ошибок. Так, в каждой палате ежемесячно заводилась новая палатная книга, в которую вписывались все больные, остающиеся в палате на первое число данного месяца. Из-за перевода больных в течение месяца из одной палаты в другую, ведение палатных книг часто вносило путаницу. Посчитав палатные книги излишними, 5 июля 1806 года Виллие подал на имя военного министра С.К. Вязмитинова записку: «Я считаю как полезнейшим, так и удобнейшим вместо палатных книг ввести скорбные билеты…, на коих история болезни содержится порознь о каждом больном со времени прихода до выхода его из госпиталя и которые при переводе больных из одной палаты в другую передаются к другому ординатору, а потом о выздоровевших и умерших собираются в одно место по палатам и для хранения отсылаются в госпитальную контору».

Виллие предложил напечатать от 15 до 20 тысяч экземпляров формы заполнения скорбного билета и разослать во все госпитали. В первую очередь «скорбные листы» были введены в госпиталях Санкт-Петербурга и Кронштадта. А в Москве первые печатные истории болезни были введены в 1816 году. Уже в 1824 году на изготовление печатных «скорбных листов» в Московском госпитале расходовалось более 700 рублей, что свидетельствует о широком их использовании.

Я.В. Виллие стремился придать стройность и единообразие системе ведения медицинской документации, существовавшей в русской армии. Указом от 31 декабря 1808 года всем частям предписывалось предоставить отчетность о заболеваемости по разработанной им форме. Под его руководством был издан ряд других инструкций и циркуляров, обязывающих всех медицинских чиновников придерживаться единых правил при составлении донесений, касающихся лечебной и хозяйственной. В 1808 году Медико-хирургическая академия в лице Я.В. Виллие обрела президента на ближайшие 30 лет.

Материал подготовлен пресс-службой при участии сотрудников библиографического отдела фундаментальной библиотеки Военно-медицинской академии

Библиограф Алина Кормилицына