Отоларингологи Военно-медицинской академии проводят лечение пациентов с синдромом Минора

Клиника оториноларингологии – единственная среди медицинских учреждений Министерства обороны, где осуществляют хирургическое вмешательство пациенту с редким заболеванием – синдромом Минора.

Синдром Минора – это клиническое проявление дегисценции костной стенки переднего (верхнего) полукружного канала. Другими словами, синдром Минора – это костный дефект, при котором в полукружном канале внутреннего уха образуются крошечные отверстия. Он был открыт в 1995 году специалистом в области ЛОР-заболеваний доктором Ллойдом Минором. Этот ученый сумел провести параллель между симптомами, испытываемыми некоторыми из его пациентов, и проводимым им исследованием, направленным на выявление связи между определенными движениями глаз с повреждениями каналов внутреннего уха.

Такой дефект сопровождается повышенной чувствительностью к звукам, в том числе своего тела. Человек с синдром Минора с повышенной чувствительностью слышит звуки собственных шагов, биения сердца, движений глазных яблок, работу суставов и другие звуки. Кроме того, человек может ощущать и пульсирующие шумы в ушах, которые усиливаются при воздействии громких звуков. Часто пациент испытывает головокружение и тошноту, которые усиливаются при громких звуках. Все это приводит к невозможности вести полноценный образ жизни, раздражительности, паническим атакам. Человек с синдромом Минора обращается за помощью к терапевту, неврологу, иногда доходит до консультации психиатра. Но в процессе обследования выясняется, что проблема действительно связана с анатомическим костным дефектом и не имеет никакого отношения к состоянию психики.

Синдром Минора – достаточно редкое заболевание, поэтому подавляющему большинству населения ничего о нем не известно. Диагностировать такой дефект тоже не просто. Заболевание открыто достаточно недавно и не все специалисты о нём знают. Пациент может годами ходить к различным специалистам, но диагноз будет установлен только врачом, который сталкивался ранее с такой патологией или слышал о ней на конференциях, очередной учёбе или встречал в литературе.

Существуют консервативный и хирургический способы лечения дегисценции переднего полукружного канала. Пациенты чаще выбирают консервативный метод лечения, который заключается в применении лекарственных препаратов. По словам заместителя начальника кафедры оториноларингологии, полковника медицинской службы Андрея Голованова, такой консервативный метод не решает проблему, а лишь сглаживает симптомы.

«Это изначально хирургическая проблема, терапия здесь не поможет. Синдромы можно купировать, но решить проблему окончательно поможет только операция», – говорит Андрей Голованов.

Клиника оториноларингологии – единственная среди медицинских учреждений Министерства обороны, где осуществляют хирургическое вмешательство пациентам с синдромом Минора. Так как синдром Минора встречается редко, то таких пациентов в клинике пролечено всего двое. Интересен самый первый случай, который произошел в 2019 г.

Пациент обратился в клинику оториноларингологии за помощью. В течение последнего года он стал испытывать эпизоды головокружения, которые сопровождались ощущением неустойчивости и шаткости. Кроме того, каждый день он чувствовал заложенность и тихий «дующий» шум в ухе. Пациент стал замечать, что «слышит», как двигает глазами, от громких звуков возникало сильное головокружение.

После консультации с врачами терапевтического профиля пациенту было рекомендовано обратиться за помощью к отоларингологу. По результатам компьютерной томографии была выявлена дегисценция костной стенки переднего (верхнего) полукружного канала.

Специалисты клиники приняли решение о хирургическом вмешательстве подходом к средней черепной ямке через сосцевидный отросток.

Благодаря использованию современных технологий и профессионализму специалистов клиники отоларингологии Военно-медицинской академии операцию удалось провести успешно, с существенным улучшением состояния пациента.

Исследование вестибулярных миогенных вызванных потенциалов

КТ-диагностика

Лечение хирургическое: закрытие дегисценции переднего полукружного канала