В “Бессмертном полку” России родные и близкие курсантов Военно-медицинской академии

Стены факультета подготовки врачей для Военно-морского флота Военно-медицинской академии украшают портреты героев Великой Отечественной войны. Для курсантов факультета люди на старых фотоснимках не просто герои, а родные люди, их деды и прадеды. Три года назад, накануне Дня победы на факультете сделали небольшую выставку из фотографий родственников, участвовавших в Великой Отечественной войне-свое отделение огромного Российского «Бессмертного полка». Сегодня на стенах уже 50 портретов и галерея постоянно пополняется. В академию приходят учиться новые курсанты, и у каждого из них своя военная история семьи. Начальник курса майор медицинской службы Сергей Валерьевич Грачев рассказывает, что все начиналось с поисковых отрядов. Сам он несколько лет подряд выезжает в экспедиции в места боев Великой Отечественной войны в Ленинградскую область. И часто такие поездки заканчиваются новыми открытиями, установлением мест, где обнаруживаются останки погибших солдат. Семейные снимки семьи Грачевых на одной стене с фото прадедов курсантов факультета. Про двух курсантов начальник курса говорит особо-они были первыми. Сейчас ефрейтор Чубун и рядовой Сорокин могут давать советы первокурсникам по поиску информации о своих родных. А другие уже могут многое рассказать о своих родственниках.  

Курсант 3 курса 4 факультета ефрейтор Чубун Богдан был среди тех, кто начинал историю «Бессмертого полка» 4-го факультета:

Мой прадед Чубун Николай Афанасьевич в 1941 году был досрочно с 4 курса выпущен из Каспийского Военно-морского училища в звании лейтенанта и получил назначение на Черноморский флот. В должности командира пулеметного взвода 2-го батальона 7 бригады морской пехоты участвовал в обороне Одессы и Севастополя. Получил тяжелое ранение в бою на подступах к Севастополю. При прорыве укреплений противником, с боем вывел свой взвод из окружения. После лечения в госпитале Новороссийска получил назначение командиром группы на эскадренном миноносце "Дзержинский". 12 - 13 мая 1942 года эсминец подорвался на мине и прадед был выброшен за борт и снова оказался в госпитале. В 1943 -1944 гг. Николай Афанасьевич был командиром боновой партии (был в охране рейдов г. Батуми и Евпатории). После войны продолжил службу на флоте, в 60-х годах был старшим советником (минер) Министра обороны Египта. Наша страна оказывала техническую военную помощь Арабской республике. У прадеда много боевых наград: два ордена Боевого Красного знамени, орден Красной звезды, орден Отечественной войны 1-й степени, медали «За боевые заслуги», «За оборону Одессы», «За оборону Севастополя», «За оборону Новороссийска», «За победу над Германией».

Курсант 3 курса 4 факультета рядовой Паулов Алексей:

 Мой прадед Кузнецов Николай Дмитриевич во время войны служил в железнодорожных войсках. 9 января 1942 года он был отправлен на Западный фронт. Перед железнодорожниками стояла задача любыми способами сохранить движение поездов по уже существующим линиям, восстанавливать разрушенные пути и строить новые линии, увеличивая пропускную способность железнодорожных веток, ведущих к западной границе страны. Как рассказывал прадед, восстанавливать транспортные объекты часто приходилось под бомбежкой, а то и под артиллерийским, минометным и пулеметным огнем. Вернулся домой он только в 1946 г., так как много железнодорожных путей, разрушенных во время войны, пришлось восстанавливать. Уже после войны прадед был награжден юбилейной медалью «30 лет Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.», а так же юбилейной медалью «50 лет Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.»

Курсант 3 курса 4 факультета ефрейтор Григорьев Александр:

Меня назвали в честь прадеда Воронцова Александра Николаевича, военного врача, выпускника Военно-морской медицинской академии, преемником которой является наш 4 факультет. Мой прадед родился в деревне Марьино в Ярославской области и мечтал стать эстрадным певцом. Но после болезни голос пропал и Александр Николаевич поступил после школы в Ленинградский Медицинский институт (Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский институт им. И.П. Павлова), на базе которого 21 октября 1938 года был образован факультет подготовки врачей для военно-морского флота, куда он и был зачислен. В 1939 г. прадед заканчивает факультет с отличием. Война застала его в должности начальника медицинской службы артиллерийского дивизиона береговой охраны Тихоокеанского флота. В течение войны он служил врачом по службе химической защиты, начальником Медико-санитарного отряда Волжской Военной флотилии, был начальником Военно-морского госпиталя Беломорской военной флотилии, врачом дивизиона тральщиков Северного флота. О войне прадед говорить не любил, но по рассказам родных ему приходилось брать на себя и обязанности хирурга, прекрасно владел техникой реанимации, одним из первых начал применять прямую инъекцию адреналина в сердце. Он был удостоен нескольких орденов и медалей. На семейном портрете, Александр Николаевич в кителе, на котором есть орден «Красной звезды», орден «Красного знамени», медаль «за победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». В 1961 году прадед был уволен из Вооруженных Сил, но до конца дней был предан своему делу, еще долгое время работая на скорой помощи.

 

А мамин дед, мой прадед Воропаев Николай Петрович был настоящим героем и легендой войны. Как и большинство жителей города Донской Тульской области он собирался стать геологом или шахтером, но судьба распорядилась иначе. В 1941 году прадеду исполнилось 18 лет и он был призван на фронт. Начинал войну Николай Петрович в Молдавии в составе 1 батальона 241 стрелкового полка. Уже через полгода прадед получил медаль «За отвагу». 15 декабря 1942 года младший сержант снайпер Воропаев выдвинулся на передний край обороны и огнём винтовки полностью уничтожил расчет ручного пулемёта противника, тем самым обеспечив продвижение подразделения для решения боевой задачи. В этом бою прадед уничтожил 5 фашистских солдат и офицеров. 14 февраля 1943 года Николаю Петровичу был присвоен орден «Красного знамени» за Сталинградскую битву. В боях по защите города он выдвигался на самые опасные места обороны, и уничтожал вражеских снайперов и пулемётчиков. За 35 дней обороны снайпер Воропаев истребил 127 гитлеровских солдат и офицеров. Последней его наградой на войне стал орден «Великой Отечественной войны I степени». В боях за высоту Пограничная в мае 1944 года, под артиллерийским огнём командир расчета Воропаев обеспечил своевременное и точное ведение огня. Будучи ранен, продолжал командовать расчётом до конца выполнения боевой задачи.  В боях за высоту станции Лаймола в июле 1944 года сержант Воропаев был тяжело ранен и потерял правую руку. На этом война для него завершилась. Всю свою жизнь прадед был непривередлив, жил достойно, воспитывая детей и внуков. Он научился писать и делать все левой рукой. Инвалидность не помешала быть ему заядлым рыбаком. Помню игру, в которую с нами играл дедушка, а с ним его отец. Дедушка расставлял игрушки, давал нам посмотреть на них в течение нескольких секунд, потом заставлял нас отвернуться или крепко закрыть глаза, переставлял, либо убирал игрушки, а после просил нас рассказать, что изменилось. Для нас это была всего лишь игра, а ведь такая тренировка внимания помогла снайперу Воропаеву выжить и стать настоящим героем!

Курсант 3 курса 4 факультета Евгений Плахотник:

Мой прадедушка Оноприенко Алексей Макарович ушел на войну из своего села Арзгир когда моему деду было всего три года. Прабабушка рассказывала, что двадцать пятого июля 1941 года стояла страшная жара, и арзгирчане на окраине села провожали родных на войну. Перед призывниками выступил военный комиссар, рассказал о положени на фронте и подводы отправились в путь. Прадед много и часто писал, а в письмах  подробно рассказал о солдатских буднях, давал советы родным как жить, просил сообщать  больше о себе. По письмам Алексея Макаровича можно проследить весь его путь на войне. От Буденновска и Краснодара до Волховского фронта и Балтийского флота. Прадед подробно рассказывает как они сдерживали фашистов, которые пытались сомкнуть кольцо окружения вокруг Ленинграда. Бои были жестокими. Чуть позже стрелковая дивизия, в которой  воевал Алексей Оноприенко, была направлена на защиту и прорыв Дороги жизни. В нашей семье бережно хранятся письма-треугольники, которые писал прадедушка:  «Маруся! Я вам посылаю фотокарточку с товарищами. Маруся, передай мне бумаги: не на чем писать».  «Скучаю, но ничего, не беспокойся обо мне. Жив буду, приеду, а если нет, то так тому и быть. Ничего, закончим войну, тогда будем отдыхать, а сейчас приходится выполнять, что положено по уставу, спать одетому…и готовому ко всему, как штык». «Передаю вам красноармейский пламенный привет. Я очень скучаю за вами. Нет той минуты, чтобы не думал о вас. Целую без счета раз!».

В своих письмах 1942 года прадедушка сообщил семье, что дважды лежал в госпитале, а в 1943 году в Арзгир пришла похоронка. Алексей Оноприенко погиб, получив тяжелое боевое ранение девятого мая  в местечке Эхного. Он был похоронен в братской могиле. Несколько лет наша семья искала место, где похоронен прадедушка. Из пионерской дружины Шумской средней школы имени Прокофьева Волховского района Ленинградской области нашей семье пришло приглашение посетить братскую могилу, где захоронены 324 солдата и среди них мой прадедушка. Мой дедушка не раз ездил на могилу со своей семьей. В конце 90-х годов на месте братского захоронения была установлена величественная стелла. А письма, написанные моим прадедом до сих пор хранятся в нашей семье как самая ценная реликвия.

 

Курсант 3 курса 4 факультета рядовой Арсений Сорокин:

Мой первый прадед по отцовской линии Александр Васильевич Сорокин родился в отдаленной деревне Вологодской губернии в обычной крестьянской семье, участвовал в Первой мировой войне и даже был награжден Георгиевским крестом. Подробности в семье не знают, прадед редко про это говорил, даже скрывал. Ведь война была «империалистической», но солдатский Георгиевский крест хранил. События 1917 года встретил в Кронштадте. Там Александр Васильевич вступил в РСДРП. Александр Васильевич всегда считал своим долгом служить родине. Так и воспитывал своего сына Василия Александровича Сорокина. Дед встретил Великую Отечественную войну подростком-десятиклассником. После школы подал документы в Военно-морскую медицинскую академию, которая находилась в эвакуации в городе Кирове. После прорыва блокады, академия вернулась в Ленинград. В 1947 прадед был распределен в Северный флот в часть морской авиации под Архангельском. А позже служил и работал в Военно-медицинской академии на кафедре психиатрии преподавателем, а затем доцентом. Полковник медицинской службы, доктор медицинских наук Александр Васильевич Сорокин был военным советником на Кубе в период Карибского кризиса, и во Вьетнаме во время агрессии США. Чувство любви и служения Родине он прививал и моему отцу Николаю Сорокину, который закончил 4 факультет Военно-медицинской академии. Я горжусь тем, что продолжаю династию военных врачей уже в третьем поколении. Прадед по отцовской линии Евгений Павлович Ершов был из семьи священника. Революцию встретил студентом в Москве. Закончил юридический факультет Московского университета, был призван в Красную армию в 1919 году. Великую Отечественную войну встретил майором, заместителем начальника штаба в Риге. В дальнейшем, дивизия, в которой он служил, принимала участие в освобождении Прибалтики, штурме Кёнигсберга и Берлина. Закончил службу подполковником, заместителем начальника военного комиссариата в Тбилиси. Мой первый прадед по материнской линии Касаткин Никифор Петрович был крестьянином в селе Варваровка Пензенской области. Его призвали в армию в 1942 году. Прадед прошел Курскую дугу и ожесточенные бои в Белоруссии. В 1944 году семья получила письмо, что он пропал без вести. А в 2017 году я провел собственное небольшое расследование. В архивах сайта «МЕМОРИАЛ», в списках погибших Белорусского фронта, я нашел человека с фамилией «КасаДкин», где все, и дата рождение, и название деревни в которой он родился, и даже имя жены совпадали. То есть в документах была сделана ошибка, и долгое время семья считала его пропавшим без вести. Теперь родные знают, где погиб Никифор Петрович. Про второго прадеда по материнской линии Качурине Михаиле Ивановиче известно не много. Он призвался в 1941 году. Служил в 6 особом отделе НКВД. Умер в 1942 году от ран в госпитале в Башкирии.

Каждый из курсантов академии может рассказать военную историю своей семьи. Совсем небольшую или более полную. Фронтовики не часто говорили о войне даже с родными, стараясь если не забыть о ней, то пытаясь уберечь от страшных воспоминаний своих детей. Но внуки и правнуки, по крупицам сохраняющие историю своей семьи будут передавать ее своим детям, а значит великая страница истории нашей страны будет жить и в воспоминаниях будущих поколений.