100 лет назад скончался Николай Александрович Холодковский

Никола́й Алекса́ндрович Холодко́вский – русский зоолог, гельминтолог, энтомолог, поэт-переводчик, член-корреспондент Петербургской Академии Наук. Один из основоположников паразитологии, а также лесной энтомологии в России.

Николай Александрович Холодковский был удивительным человеком своего времени. Он был первым русским энтомологом, основателем медицинской паразитологии, а также полиглотом и поэтом-переводчиком. Страсть к науке и искусству проходит через всю его жизнь, дополняя друг друга. Увлечение литературой началось ещё в гимназии, когда в 16 лет  начал перевод «Фауста» Гете, который станет его главным литературным трудом на всю оставшуюся жизнь. В Медико-хирургическую академию Холодковский поступил по просьбе матери, но врачом становиться не собирался. На втором курсе он познакомился с лекциями профессора Эдуарда Брандта и решил посвятить себя зоологии. Тогда же начал собирать коллекции бабочек и проводить их сравнительный анализ в лабораториях. Итогом трудоемкой деятельности стали выступления в Энтомологическом обществе и первые научные статьи. В целом исследования Холодковского условно можно разделить на 4 категории: 1) морфологические и анатомические; 2) изучение биологии (преимущественно хермесов); 3) эмбриология; 4) систематика и классификация. Кроме военно-медицинской академии Николай Александрович занимал кафедру в Лесном институте. Его работы о короедах и вшах качественно продвинули отечественную науку.

Совершенно другой областью науки Холодковский занимался в Военно-медицинской академии. Главным направлением его исследования стала гельминтология, а главной целью – систематизация ленточных паразитических червей и создание большой коллекции. Так, за время преподавания в Академии, он увеличил количество экземпляров с 62 до 1000 и написал первую в России общую работу по медицинской паразитологии. Эту тему позже развил знаменитый ученик Холодковского – Евгений Никанорович Павловский. Кафедру зоологии и сравнительной анатомии Военно-медицинской академии Холодковский занимал 30 лет, был членом Ученого совета. Научные статьи и учебники Холодковского всегда были написаны великолепным литературным языком и сопровождались обилием качественных иллюстраций, что облегчало восприятие материала. Ученый был известен и рядом общебиологических и научно-популярных статей. Будучи полиглотом, Холодковский знакомил российских читателей с трудами западных биологов. Николай Александрович был ревностным защитником теории Дарвина. Холодковский является автором и части биографических очерков об известных учёных разных времен: Карле Бэре, Яне Сваммердаме, Илье Мечникове. И, наконец, самой удивительной сферой его деятельности была литература. Уже в молодости он знал латинский, греческий, французский и немецкий. Позже им были освоены английский, итальянский и шведский языки. В течение всей жизни он занимался переводами различных европейских авторов, таких как Шекспир, Гете, Шиллер, Байрон, Гейне. Ему принадлежит перевод поэмы Эразма Дарвина «Храм Природы». Но главным его переводом стал «Фауст». Начиная с 16 лет, Холодковский сделал 12 переводов трагедии. В 1914 году он опубликовал лучший перевод, награжденный полной Пушкинской премией. И в последние годы жизни он много занимался переводами, но в обстановке голодного Петрограда они не были опубликованы. В 1921 году, сразу после кончины Николая Александровича, друзья выпустили сборник ботанических стихов, посвященный его дочери Наталье Николаевне Холодковской «Гербарий моей дочери». Сам Холодковский не любил выпускать в свет свои стихотворения, а на вопросы друзей отшучивался: «Стихи, что вино: чем дольше выдержатся, тем лучше приобретают качества».

Николай Александрович Холодковский завещал кремировать себя после смерти, а мозг и сердце сохранить для науки. Первую часть завещания в сложной обстановке послереволюционного Петрограда выполнить не удалось-Холодковский был похоронен на Богословском кладбище. Мозг и сердце выдающегося ученого и сейчас бережно сохраняются на кафедре Военно-медицинской академии. Кроме того, в этом году на кафедре биологии был открыт мемориальный кабинет, для которого были тщательно отобраны личные вещи и книги Николая Александровича Холодковского.