180 лет назад в академии открыты хирургическая и терапевтическая госпитальные кафедры

26 апреля 1841 года в Санкт-Петербургской Медико-хирургической академии открываются принципиально новые клиники и кафедры-госпитальная хирургическая и госпитальная терапевтическая. В этих клиниках был введен оригинальный метод обучения, не имевший прецедента раньше.

 Хирургическая клиника на базе 2-го Военно-сухопутного госпиталя открылась после предложения Николая Ивановича Пирогова. Он же был назначен её первым начальником. Великий хирург писал: «Молодые врачи, выходящие из наших учебных учреждений, почти совсем не имеют практического медицинского образования, так как наши клиники обязаны давать им только главные основные понятия о распознавании, ходе и лечении болезней. Поэтому наши молодые врачи, вступая на службу и делаясь самостоятельными при постели больных в больницах, военных лазаретах и частной практике, приходят в затруднительное положение, не приносят ожидаемой от них пользы и не достигают цели своего назначения».

Пирогов считал, что привести госпиталь к истинному идеальному назначению, это значит соединить в нем приют для страждущих вместе со святилищем науки. А это возможно, когда практическая деятельность врачей соединена будет с изустным преподаванием при постели больных для учащегося юношества.

Госпитальная хирургическая клиника была создана на базе хирургического отделения 2-го Санкт-Петербургского военно-сухопутного госпиталя и размещалась в главном здании 1-го отделения госпиталя (в нижнем этаже огромного двухэтажного каменного корпуса, расположенного на Большом Сампсониевском проспекте. В последующем клиника получила дополнительные помещения в основном здании госпиталя, расположенного на набережной у Литейного моста. На здании на Пироговской набережной есть мемориальная доска: «Здесь с 1841 по 1856 г. работал Н.И. Пирогов». Наблюдение за порядком в палатах, надзор за прислугой и вообще вся распорядительная и полицейская часть оставались в ведении главного доктора. В палатах хирургического отделения должно было находиться положенное число штатных ординаторов из способных к тому врачей. Назначение их делалось главным доктором, по взаимному соглашению с главным врачом хирургического отделения.  К визитациям и слушанию клинических лекций профессора Пирогова могли допускаться, сверх студентов Академии 5 класса, и ординаторы прочих палат госпиталя и другие, как военные, так и посторонние врачи, с его дозволения.

 

Вскоре Конференция Академии выдвинула встречное предложение о создании аналогичной клиники для преподавания госпитальной курса внутренних болезней. Конференция постановила, что «учреждение другой подобной же кафедры для руководства студентов в госпитальной терапии принесет не меньшую пользу». Министр внутренних дел Петр Клейнмихель и президент МХА Иван Шлегель поддержали ходатайство профессоров, после чего новая клиника была создана на базе госпиталя.

Задачи кафедры госпитальной терапии были определены следующим образом: «…удобнейшее усовершенствование воспитанником Академии в практической медицине под руководством ученых и опытных наставников и ознакомление с порядком военно-медицинской службы». Первым ординарным профессором кафедры (начальником кафедры) был назначен Мартын Мандт (1800-1858), ассистентом к нему, по его желанию, был назначен Николай Здекауер. Кафедре госпитальной терапии было выделено 20 коек с содержанием их за счет казны, располагались они на втором этаже первого каменного корпуса, выходившего на Сампсониевский (ныне Большой Сампсониевский) проспект. За первое полугодие существования клиники было пролечено 28 больных, из них 16 терапевтических и 12 хирургических. Из общего числа 20 больных выздоровели, 5 получили облегчение и 3 умерли. В течение же первых 7 лет в клинике побывало 28410 пациентов, из которых выздоровело 19366.

Занятия студентов в госпиталях происходило сначала под общим надзором главного доктора, который наблюдал и за исправным ведением ординаторских листков, а затем под руководством профессоров. Госпитальным занятиям были отданы утренние часы, однако вечером студенты должны были посещать своих больных. Пациентов у студентов было несравненно больше с академической клиникой – среднее число 14-33 на одного обучающегося в терапевтической клинике, у Пирогова несколько меньше. Студентам предполагалось проводить небольшие операции и манипуляции, такие как, например, кровопускание. Позже были добавлены суточные дежурства в госпитальных клиниках для повышения практических навыков у обучающихся.

Создание госпитальных терапевтических и хирургических клиник предполагало новый метод клинического преподавания, направленный на совершенствование практической подготовки будущего врача. Со временем стало понятно, что такая организация учебного процесса была единственно верной формой обучения будущих медиков.

Материал подготовлен при участии сотрудников библиографического отдела фундаментальной библиотеки Военно-медицинской академии

Библиограф Александра Герасимова